— Вы обещали нам рассказать кое-что об индейских условных знаках, мистер Кларк, — напомнил Ян, когда Калеб пришел к ним как-то вечерком и они все сидели возле типи. — Что это за знаки?
— След мокасина, вид дыма, метка на дереве, согнутая ветка, куча камней — все это индейские знаки, — ответил старик, посасывая свою неизменную трубку. — Каждый из этих знаков что-нибудь означает, и индейцы читают по ним, как мы по книге. Например, один дым означает "здесь привал", два дыма — "тревога" или "я заблудился", три — "хорошие вести".
— А четыре?
— Это редко бывает. Но вообще четыре дыма означают что-нибудь очень важное, например, "великий совет".
— А что означают камни?
— Один камень, положенный на другой, означает "вот здесь наш путь". Небольшой камень, положенный слева от этих двух, означает "отсюда мы повернули налево", а положенный справа — "отсюда мы повернули направо". Три камня, положенные один на другой, означают "осторожнее, берегитесь". А целая груда камней означает "мы здесь стояли: один из наших заболел".
— А как поступают индейцы там, где нет камней, например в лесу или в поле? — продолжал расспрашивать Ян.
— В лесу они оставляют знаки на деревьях и кустах, а в поле — на траве...
Вскоре у мальчиков был целый свод индейских знаков.
Ян попытался устроить дымовой сигнал, но, к глубокому огорчению мальчика, дыма не было видно из-за деревьев даже на сотню шагов. Пришлось опять обратиться за советом к Калебу.
— А ты сначала разведи обычный костер, а потом подбрасывай в него разных гнилушек и травы, — улыбнулся старик.
Мальчик поспешил последовать этому совету. Лишь только трава зашипела на огне, вверх поднялся высокий извилистый столб дыма.
— Такой дым с какого-нибудь высокого места виден издалека, — заметил Калеб.
Ян отбежал подальше, забрался на небольшой бугор и с удовольствием убедился в правоте слов старика.
Когда все снова собрались возле типи, Ян обратился к Калебу с новым вопросом:
— Мистер Кларк, а вам приходилось когда-нибудь потерять дорогу?
— Разумеется, и не раз, — отвечал старик. — Каждый может заблудиться в незнакомых местах, особенно в лесу.
— Даже индеец?
— Конечно. Ведь он тоже человек... Это со всяким может случиться. Только бывалый человек найдет дорогу, а новичок может потеряться и погибнуть.
— А что вы делали, когда вам случалось заблудиться?
— Смотря по обстоятельствам. Если я знал, что недалеко от меня находятся мои спутники, то разводил два дымовых костра. А когда я был совсем один и при мне не было компаса, то находил дорогу по солнцу или по звездам... Разумеется, если стояла хорошая погода; в дурную это невозможно. В последнем случае я прибегал к другим способам.
— К каким же?
— Находил нужное направление по мху на древесных стволах и утесах, а также и по самим деревьям. Известно, что мох всегда растет на северной стороне дерева или утеса, а самые большие ветви находятся на южной стороне дерева; там же бывают и самые густые побеги... Впрочем, это относится только к тем деревьям, которые растут на открытых местах...
— А правда, что есть растения, которые могут служить компасом? — продолжал Ян.
— Правда. Например, степной золотарник. Если вынести это растение на открытый воздух, его головка повернется к северу. Но в густом лесу она или останется неподвижной или склонится, куда попало... Вот еще несколько указаний, как находить дорогу. Если вам попадется тропинка, протоптанная дикими животными, смело идите по ней: она наверняка приведет вас к воде. Не ошибитесь только направлением: идите непременно в ту сторону, где она протоптана виднее, а где она постепенно делается незаметнее, туда не ходите. Лошадь или собака всегда приведут вас к какому-нибудь жилью... Но вообще, чтобы все это знать, необходимо долго прожить в лесу и набраться большого опыта, — заключил старик.
© «Онлайн-Читать.РФ», 2017-2025. Произведения русской и зарубежной классической литературы бесплатно, полностью и без регистрации.
Обратная связь