Хоть пока
победила
крестьянская рать,
хоть пока
на границах мир,
но не время
еще
в землю штык втыкать,
красных армий
ряды крепи!
Чтоб вовеки
не смел
никакой Керзон
брать на-пушку,
горланить ноты,—
даже землю паша,
помни
сабельный звон,
помни
марш
атакующей
роты.
Молодцом
на коня боевого влазь,
по земле
пехотинься пеший.
С неба
землю всю
глазами оглазь,
на железного
коршуна
севши.
Мир пока,
но на страже
красных годов
стой
на нашей
красной вышке.
Будь смел.
Будь умел.
Будь
всегда
готов
первым
ринуться
в первой вспышке.
Кто
из вас
не крещен
военным огнем,
кто считает,
что шкурнику
лучше?
Прочитай про это,
подумай о нем,
вникни
в этот сказочный случай.
Защищая
рабоче-крестьянскую Русь,
встали
фронтами
красноармейцы.
Но — как в стаде
овца паршивая —
трус
и меж их
рядами
имеется.
Жил
в одном во полку
Силеверст Рябой.
Голова у Рябого —
пробкова.
Чуть пойдет
наш полк
против белых
в бой,
а его
и не видно,
робкого.
Дело ясное:
бьется рать,
горяча,
против
барско-буржуйского ига.
У Рябого ж
слово одно:
«Для ча
буду
я
на рожон прыгать?»
Встал стеною полк,
фронт раскинул
свои.
Силеверст
стоит в карауле.
Подымает
пуля за пулей
вой.
Силеверст
испугался пули.
Дома
печь да щи.
Замечтал
Силеверст.
Бабья
рожа
встала
из воздуха.
Да как дернет Рябой!
Чуть не тыщу верст
пробежал
без единого
роздыха.
Вот и холм,
и там
и дом за холмом,
будет
дома
в скором времечке.
Вот и холм пробежал,
вот плетень
и дом,
вот
жена его
лускает
семечки.
Прибежал,
пошел лобызаться
с женой,
чаю выдул
стаканов до тыщи:
задремал,
заснул
и храпит,
как Ной,—
с ГПУ
и то
не сыщешь.
А на фронте
враг
видит:
полк с дырой,
враг
пролазит
щелью этою.
А за ним
и золотозадый
рой
лезет в дырку,
блестит эполетою.
Поп,
урядник —
сивуха
течет по усам,
с ним —
петля
и прочие вещи.
Между ними —
царь,
самодержец сам,
за царем —
кулак
да помещик.
Лезут,
в радости,
аж не чуют ног,
где
и сколько занято мест ими?!
Пролетария
гнут в бараний рог,
сыпят
в спину крестьян
манифестами.
Отошла
земля
к живоглотам
назад,
наложили
наложища
тяжкие.
Лишь свистит
в урядничьей ручке
лоза—
знай, всыпает
и в спину
и в ляжки.
Улизнувшие
бары
едут в дом.
Мчит буржуй.
Не видали три года, никак.
Снова
школьника
поп
обучает крестом—
уважать заставляет
угодников.
В то село пришли,
где храпел
Силеверст.
Видят —
выглядит
дом
аккуратненько.
Тычет
в хату Рябого
исправничий
перст,
посылает занять
урядника.
Дурню
снится сон:
де в раю живет
и галушки
лопает тыщами.
Вдруг
как хватит
его
крокодил
за живот!
То урядник
хватил
сапожищами.
«Как ты смеешь спать,
такой рассякой,
мать твою растак
да разэтак!
Я тебя запорю,
я тебя засеку
и повешу
тебя
напоследок!» —
«Барин!» —
взвыл Силеверст,
а его
кнутом
хвать помещик
по сытой роже.
«Подавай
и себя,
и поля,
и дом,
и жену
помещику
тоже!»
Кнутом по сытой роже
Кнутом по сытой роже
И пошел
прошибать
Силеверста
пот,
вновь
припомнил
барщины му́ку,
а жена его
на дворе
у господ
грудью
кормит
барскую суку.
Сей истории
прост
и ясен сказ,—
посмотри,
как наказаны дурни;
чтобы то же
не стряслось и у вас,—
да не будет
меж вами
шкурник.
Нынче
сына
даем
не царям на зарез,—
за себя
этот боище
начат.
Провожая
рекрутов
молодолес,
провожай поя,
а не плача.
Чтоб помещики
вновь
не взнуздали вас,
не в пример
Силеверсту бедняге,—
провожая
сынов,
давайте наказ:
будьте
верными
красной присяге.
Сказка о дезертире, устроившемся недурненько, и о том, какая участь постигла его самого и семью шкурника. Сатирический агитлубок. Рисунки В. В. Маяковского. Впервые вышел отдельным изданием в 1921 году под названием «Рассказ о дезертире, устроившемся недурненвко, и о том, какая участь постигла его самого и семью шкурника».
Основная часть «рассказа», или «сказки», о дезертире была написана и проиллюстрирована Маяковским, по-видимому, еще в ходе интервенции и гражданской войны, осенью 1920 года. Тогда, на заключительном этапе этой войны, Маяковский особенно часто обращается к тематике, характерной для фронтовой красноармейской печати, поднимает в своих «окнах сатиры» и других произведениях такие проблемы, как борьба с неорганизованностью и расхлябанностью, беспечностью и недисциплинированностью, паникерскими настроениями и дезертирством. Дезертира Маяковский считает одним из самых злейших врагов республики, ставит его в один ряд с такими врагами, как польский пан, Врангель, ставленник Антанты, шпион (см. «окна» Роста №№ 140, 180 в т. 7 наст, изд.). Большую воспитательную работу среди красноармейцев проводила красноармейская пресса. Возможно, что для одного из таких изданий, может быть, для того же красноармейского сатирического журнала Западного фронта «Красный шмель» и предназначался этот «рассказ» о дезертире. Журнал прекратил свое существование, и стихотворение осталось неопубликованным. Для «окна сатиры» оно оказалось слишком объемным по размеру. И тогда Маяковский подготавливает его к самостоятельному изданию, используя форму сатирического агитлубка. Так появляется в 1921 году, уже в мирных условиях, первое издание «Рассказа о дезертире...».
В 1923 году Маяковский предпринимает новое издание этого агитлубка, дополнив его специально написанными пятью строфами в начале и двумя — в заключении (в начале — со слов «Хоть пока победила крестьянская рать...» до «вникни в этот сказочный случай»; в конце — со слов «Нынче сына даем не царям на зарез..»). Эти новые строфы (за исключением строфы четвертой) были напечатаны в виде самостоятельного стихотворения под названием «Наказ» в «Красном журнале для всех», П., 1923, № 7. Изменено было и название агитлубка: вместо «Рассказ о дезертире...» стало — «Сказка о дезертире...».
© «Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023
Обратная связь