ГлавнаяВ. В. МаяковскийВерлен и Сезан

Верлен и Сезан[*]. В. В. Маяковский

«Верлен и Сезан» (Париж). С рисунка гуашью и карандашом Натана Альтмана

Я стукаюсь
       о стол,
          о шкафа острия —
четыре метра ежедневно мерь.
Мне тесно здесь
         в отеле Istria[*]
на коротышке
      rue Campagne-Premiere[*].
Мне жмет.
     Парижская жизнь не про нас —
в бульвары
     тоску рассыпай.
Направо от нас —
        Boulevard Montparnasse[*],
налево —
    Boulevard Raspail[*].
Хожу и хожу,
     не щадя каблука,—
хожу
  и ночь и день я,—
хожу трафаретным поэтом, пока
в глазах
    не встанут виденья.
Туман — парикмахер,
         он делает гениев —
загримировал
      одного
         бородой —
Добрый вечер, m-r Тургенев.
Добрый вечер, m-me Виардо[*].
Пошел:
    «За что боролись?
           А Рудин?..
А вы,
  именье
     возьми подпальни...»
Мне
   их разговор эмигрантский
               нуден,
и юркаю
     в кафе от скульни.
Да.
   Это он,
      вот эта сова —
не тронул
      великого
          тлен.
Приподнял шляпу:
        «Comment ca va,
cher camarade Verlaine?»[*]
Откуда вас знаю?
        Вас знают все.
И вот
    довелось состукаться.
Лет сорок
      вы тянете
         свой абсент
из тысячи репродукций.
Я раньше
    вас
       почти не читал,
а нынче —
      вышло из моды,—
и рад бы прочесть —
           не поймешь ни черта:
по-русски дрянь,—
переводы.
Не злитесь,—
      со мной,
           должно быть, и вы
знакомы
     лишь понаслышке.
Поговорим
      о пустяках путевых,
о нашинском ремеслишке.
Теперь
   плохие стихи —
          труха.
Хороший —
     себе дороже.
С хорошим
      и я б
       свои потроха
сложил
   под забором
          тоже.
Бумаги
   гладь
       облевывая
пером,
   концом губы —
поэт,
    как блядь рублевая,
живет
    с словцом любым.
Я жизнь
     отдать
        за сегодня
             рад.
Какая это громада!
Вы чуете
    слово —
         пролетариат?—
ему
   грандиозное надо.
Из кожи
     надо
       вылазить тут,
а нас —
     к журнальчикам
            премией.
Когда ж поймут,
       что поэзия —
             труд,
что место нужно
         и время ей.
«Лицом к деревне»—
          заданье дано,—
за гусли,
    поэты-други!
Поймите ж —
       лицо у меня
           одно —
оно лицо,
      а не флюгер.
А тут и ГУС[*]
       отверзает уста:
вопрос не решен.
         «Который?
Поэт?
  Так ведь это ж —
          просто кустарь,
простой кустарь,
        без мотора».
Перо
  такому
     в язык вонзи,
прибей
   к векам кунсткамер.
Ты врешь.
    Еще
       не найден бензин,
что движет
     сердец кусками.
Идею
  нельзя
     замешать на воде.
В воде
   отсыреет идейка.
Поэт
  никогда
       и не жил без идей.
Что я —
     попугай?
         индейка?
К рабочему
     надо
       идти серьезней —
недооценили их мы.
Поэты,
    покайтесь,
       пока не поздно,
во всех
     отглагольных рифмах.
У нас
    поэт
      событья берет —
опишет
   вчерашний гул,
а надо
   рваться
        в завтра,
            вперед,
чтоб брюки
     трещали
          в шагу.
В садах коммуны
         вспомнят о барде —
какие
    птицы
     зальются им?
Что
   будет
    с веток
         товарищ Вардин[*]
рассвистывать
        свои резолюции?!
За глотку возьмем.
         «Теперь поори,
несбитая быта морда!»
И вижу,
     зависть
       зажглась и горит
в глазах
    моего натюрморта.
И каплет
    с Верлена
          в стакан слеза.
Он весь —
      как зуб на сверле.
Тут
   к нам
    подходит
        Поль Сезан:
«Я
 так
    напишу вас, Верлен».
Он пишет.
    Смотрю,
         как краска свежа.
Monsieur,
      простите вы меня,
у нас
    старикам,
       как под хвост вожжа,
бывало
   от вашего имени.
Бывало —
    сезон,
       наш бог — Ван-Гог[*],
другой сезон —
       Сезан.
Теперь
   ушли от искусства
вбок —
не краску любят,
         а сан.
Птенцы —
    у них
        молоко на губах,—
а с детства
       к смирению падки.
Большущее имя взяли
           АХРР[*],
а чешут
     ответственным
          пятки.

Эскиз иллюстрации к стихотворению В. Маяковского «Верлен и Сезанн». Художник Сенькин Сергей Яковлевич, 1930-1940-е.

Небось
   не напишут
        мой портрет,—
не трут
     понапрасну
          кисти.
Ведь то же
     лицо как будто,—
             ан нет,
рисуют
   кто поцекистей.
Сезан
    остановился на линии,
и весь
   размерсился — тронутый.
Париж,
   фиолетовый,
          Париж в анилине,
вставал
     за окном «Ротонды»[*].

Владимир Маяковский, 1925

Иллюстрация к стихотворению Вл. Маяковского «Верлен и Сезан». Альтман Натан Исаевич, после 1925

Иллюстрация к стихотворению Вл. Маяковского «Верлен и Сезан». Альтман Натан Исаевич, после 1925

Далее →


Благодарим за прочтение стихотворения Владимира Владимировича Маяковского «Верлен и Сезан»!
Читать стихи Владимира Маяковского
На главную страницу (полный список произведений)


© «Онлайн-Читать.РФ», 2017-2024
Обратная связь