Свеча горит! дрожащею рукою
Я окончал заветные черты,
Болезнь и парка мчались надо мною,
И много в грудь теснилося — и ты
Напрасно чашу мне несла здоровья
(Так чудилось) с веселием в глазах,
Напрасно стала здесь у изголовья,
И поцелуй любви горел в устах.
Прости навек! — Но вот одно желанье:
Приди ко мне, приди в последний раз,
Чтоб усладить предсмертное страданье,
Чтоб потушить огонь сомкнутых глаз,
Чтоб сжать мою хладеющую руку...
Далеко ты! не слышишь голос мой!
Не при тебе узнаю смерти муку!
Не при тебе оставлю мир земной!
Когда ж письмо в очах твоих печальных
Откроется... прочтешь его... тогда
Быть может я, при песнях погребальных,
Сойду в мой дом подземный навсегда!..
Но ты не плачь: мы ближе друг от друга,
Мой дух всегда готов к тебе летать
Или в часы беспечного досуга
Сокрыты прелести твои лобзать...
Настанет ночь; приедешь из собранья
И к ложу тайному придешь одна;
Посмотришь в зеркало, и жар дыханья
Почувствуешь, и не увидишь сна,
И пыхнет огнь на девственны ланиты,
К груди младой прильнет безвестный дух,
И над главой мелькнет призрак забытый,
И звук влетит в твой удивленный слух.
Узнай в тот миг, что это я из гроба
На мрачное свиданье прилетел:
Так, душная земли немой утроба
Не всех теней презрительный удел!..
Когда ж в санях, в блистательном катанье
Проедешь ты на паре вороных;
И за тобой в любви живом страданье
Стоит гусар безмолвен, мрачен, тих;
И по груди обоих вас промчится
Невольный хлад, и сердце закипит,
И ты вздохнешь, гусара взор затмится,
Он черный ус рукою закрутит;
Услышишь звук военного металла,
Увидишь бледный цвет его чела:
То тень моя безумная предстала
И мертвый взор на путь ваш навела!..
Ах! много, много я сказать желаю;
Но медленно слабеет жизни дух.
Я чувствую, что к смерти подступаю,
И — падает перо из слабых рук...
Прости!.. Я бегал за лучами славы,
Несчастливо, но пламенно любил,
Всё изменило мне, везде отравы,
Лишь лиры звук мне неизменен был!..
<1829>
Письмо («Свеча горит! дрожащею рукою...»).
Автограф: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 1. № 2. Л. 8 об.–9 об. — беловой с поправками, в тетради 2 «Мелкие стихотворения. Москва. В 1829 году». В автографе позднейшая помета рукой Лермонтова: «Это вздор».
Копия: РО ИРЛИ. Ф. 524. Оп. 2. № 33. Л. 44 об.–45 об. — в тетради копий юношеских стихотворений, с автографа ИРЛИ.
Печатается по автографу.
Датируется 1829 г. согласно авторской помете на тетради 2.
Впервые: ОЗ. 1859. Т. 125. № 7. Отд. I. С. 17–18 (Ст. 21–22, 25–30, с искажениями); РС. 1872. № 2. С. 290–291 (полностью).
Тема стихотворения обнаруживает знакомство Лермонтова с элегией К. Н. Батюшкова «Привидение» (1810), в свою очередь восходящей к «Le revenant» Эвариста Парни (Parny, 1753–1814). Несмотря на определенную текстуальную близость, тон стихотворения Батюшкова и Лермонтова различен: вместо батюшковской элегической меланхолии — мрачный трагизм в духе классической баллады; разрушает элегический тон образца и конкретная, почти бытовая, обстановка действия в лермонтовских стихах (Вацуро 2008: 58–60, 348). В. Д. Спасович (1911: 51) проводил также сопоставление «Письма» со стихотворением А. Мицкевича «do M***» («Precz z moich oczu...», 1822), однако cвязь этих текстов имеет весьма отдаленный и скорее типологический характер.
Ст. 22–24. Мой дух всегда готов к тебе летать / Или, в часы беспечного досуга, / Сокрыты прелести твои лобзать... — ср. у Батюшкова: «Буду вкруг тебя летать; / На груди твоей под дымкой / Тайны прелести лобзать...» (Батюшков 1977: 217).
© «Онлайн-Читать.РФ», 2017-2025. Произведения русской и зарубежной классической литературы бесплатно, полностью и без регистрации.
Обратная связь