ГлавнаяА. О. ИшимоваИстория России в рассказах для детей

Святой Александр Невский от 1240 до 1263 года

Когда почти все Рус­ские кня­же­ства исчезли под жесто­кими уда­рами Татар, когда все их кня­зья, не исклю­чая и неустра­ши­мого Дани­ила Галиц­кого, зятя Мсти­слава Храб­рого, кля­лись перед тро­ном Батыя быть его вер­ными под­дан­ными, когда сча­стье, слава и радость, каза­лось, совсем оста­вили города и селе­ния наших пред­ков, была еще область, где раз­да­ва­лись песни победы, был еще князь, нико­гда не пре­кло­няв­ший колен в шатре Татар­ского хана! Это была Нов­го­род­ская область, этот князь — Алек­сандр Яро­сла­вич Нев­ский. Все мои чита­тели знают и очень любят его. Это тот князь, кото­рый почи­та­ется Анге­лом-Хра­ни­те­лем Петер­бурга; нако­нец, это тот князь, свя­тое тело кото­рого почи­вает в Алек­сан­дро-Нев­ской Лавре.

Алек­сандр был сыном вели­кого князя Яро­слава II. Необык­но­венно умный, храб­рый, пре­крас­ный душой и лицом Алек­сандр еще в моло­дые годы стал наслед­ни­ком сво­его отца в Нов­го­роде, и с того вре­мени его бес­пре­стан­ные победы над Чудью, Фин­нами, Литов­цами и Ливон­скими рыца­рями раз­но­сили его славу по всем стра­нам. Ливон­ские рыцари в это время стали еще опас­нее для Рус­ских: их орден при­со­еди­нился к дру­гому, силь­ному Немец­кому ордену рыца­рей свя­той Марии Иеру­са­лим­ской, кото­рые заво­е­вали почти всю Прус­сию и с такой же жесто­ко­стью, как Ливон­ские рыцари, учили хри­сти­ан­ской вере тамош­них жите­лей — Чудь и Ливон­цев. Я уже гово­рила вам, что эти бед­ные люди убе­гали в леса от своих учи­те­лей, кото­рые в это время вме­сто преж­них крас­ных кре­стов нашили на свои белые плащи чер­ные кре­сты, так, как это было у Немец­ких рыца­рей свя­той Марии.

Но не так думал моло­дой князь Алек­сандр Яро­сла­вич и его храб­рые Нов­го­родцы. Не одним Ливон­ским рыца­рям, Чуди и Ливон­цам было худо от него; один раз он побе­дил даже Шве­дов и Нор­веж­цев. За эту победу его назвали Нев­ским, и вам надо узнать о ней получше. К тому же ведь это слу­чи­лось на бере­гах нашей род­ной, пре­крас­ной Невы!

В 1240 году Швед­скому королю взду­ма­лось заво­е­вать Ладогу и даже Нов­го­род. Для этого он отпра­вил на реку Неву мно­же­ство судов со Шве­дами и Нор­веж­цами под началь­ством сво­его зятя, Бир­гера. Бир­гер, при­вык­ший к побе­дам, велел гордо ска­зать князю Нов­го­род­скому: «Иди сра­жаться со мной, если сме­ешь; я уже в земле твоей!» Алек­сандр не испу­гался, не пока­зал Швед­ским послам досады, а спо­койно отве­чал им, что он готов к сра­же­нию. Тот­час велел он сво­ему неболь­шому вой­ску собраться; сам же пошел в Софий­скую цер­ковь и там усердно молился Богу, прося Его свя­той помощи. Усерд­ная молитва имеет чудес­ную силу над душой хри­сти­а­нина: Алек­сандр, кото­рый не мог в такое корот­кое время ожи­дать помощи от сво­его отца, не мог даже собрать все свое вой­ско, вышел к своей вер­ной дру­жине и весело ска­зал ей: «Нас немного, и враг силен, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим кня­зем!» Надежда Алек­сандра на небес­ную помощь пере­шла и в сердца его вои­нов. Весело при­бли­зи­лись они к бере­гам Невы, где сто­яли Шведы, дружно бро­си­лись на мно­го­чис­лен­ных вра­гов под лич­ным началь­ством неустра­ши­мого князя и одер­жали пол­ную победу. В это время один из Нов­го­род­цев, по имени Миша, уто­пил почти все суда Шве­дов. У них оста­лось всего два судна, кото­рые нагру­зили телами глав­ных началь­ни­ков и в тем­ную ночь 15 июля отпра­вили по Неве назад в Шве­цию. Всех же дру­гих зарыли в яму. Эта слав­ная победа, одер­жан­ная в то самое время, когда наши бед­ные предки тер­пели столько горя и уни­же­ния от злых Татар, обра­до­вала их уны­лые сердца и дала храб­рому Алек­сан­дру назва­ние Невского.

Но слава не спасла его от несча­стья: в 1247 году он лишился отца, кото­рый не имел даже радо­сти уме­реть в своем Оте­че­стве! Батый при­ка­зал ему ехать в Китай­скую Тата­рию, покло­ниться вели­кому хану. Яро­слав Все­во­ло­до­вич не мог не пови­но­ваться, но был так слаб здо­ро­вьем, так печа­лен духом, что не пере­нес труд­ного путе­ше­ствия по сте­пям и необи­та­е­мым пусты­ням, диким, бес­плод­ным и без­вод­ным до такой сте­пени, что люди ино­гда уми­рали в них от жажды. Вели­кий князь кое-как дое­хал туда и, воз­вра­ща­ясь, скон­чался по дороге. Быв­шие с ним бояре при­везли его тело во Вла­ди­мир. Наслед­ни­ком пре­стола был его млад­ший брат Свя­то­слав III Всеволодович.

В то самое время, когда вели­кий рус­ский князь испы­ты­вал всю тоску кон­чины на голой земле Кир­гиз­ских сте­пей, далеко от милого семей­ства и Родины, дру­гой князь, столь же зна­ме­ни­тый, закан­чи­вал свою жизнь в ужас­ных муче­ниях перед шатром Батыя! Это был Михаил, Чер­ни­гов­ский князь, при­е­хав­ший в Золо­тую Орду по при­ка­за­нию хана и не поже­лав­ший покло­ниться ни тени Чин­гис­хана, ни Татар­ским идо­лам! «Нет! — гово­рил он вар­ва­рам, при­нуж­дав­шим его сде­лать это. — Я могу покло­ниться вашему царю, потому что Бог отдал ему судьбу зем­ных госу­дарств, но хри­сти­а­нин нико­гда не слу­жит идо­лам!» Батый уди­вился, что еще есть люди, кото­рые про­ти­вятся ему, и объ­явил, что Михаил умрет, если не будет пови­но­ваться. Рус­ский князь не боялся смерти. С ангель­ской кро­то­стью он читал молитвы в то время, когда Татары мучили его самым жесто­ким обра­зом, и тихо скон­чался, ска­зав: «Я хри­сти­а­нин!» Наша цер­ковь при­знала его свя­тым и мучеником.

После этого рас­сказа о смерти Яро­слава и Миха­ила можно судить, какова была участь наших бед­ных пред­ков под вла­стью Татар! При­бавьте еще к этому все бес­по­рядки, кото­рые про­ис­хо­дили в то время, когда надо было соби­рать дань; все при­тес­не­ния, какие тер­пел народ от Татар­ских чинов­ни­ков-сбор­щи­ков, кото­рые часто пла­тили хану всю сумму сразу и полу­чали за это право взыс­ки­вать ее с Рус­ских по мело­чам, почти вдвое больше! (Таких сбор­щи­ков на Руси назы­вали басур­ман­скими откуп­щи­ками[*], или мыта­рями[*].) При­бавьте к этому ссоры кня­зей, не при­ми­рен­ных и общим несча­стьем всей Руси, их жалобы и кле­вету друг на друга в Орде и беды, про­ис­хо­див­шие от этого в их кня­же­ствах. Одним сло­вом, все в нашем древ­нем Оте­че­стве было печально и уныло, только слава Нов­го­род­ского князя Алек­сандра Яро­сла­вича сияла, как свет­лая звезда на Рус­ском небе, покры­том чер­ными тучами. Эта слава, про­не­сясь по всем кня­же­ствам, доле­тела до слуха страш­ного Батыя, и вот уже Татар­ский посол несет к Нев­скому герою пове­ле­ние явиться к царю, чтобы при­сяг­нуть ему в вер­но­сти и узнать славу и вели­чие Татар.

Алек­сандр, любив­ший свое Оте­че­ство гораздо больше своей славы, не хотел, чтобы из-за него оно опять испы­тало новые бед­ствия, и потому с покор­но­стью хри­сти­а­нина после­до­вал при­меру отца и поехал вме­сте с бра­том Андреем к Батыю, а от него в Тата­рию к вели­кому хану. Грустно было сыно­вьям Яро­слава ехать по той самой пустыне, где скон­чался их отец! Они думали, что так же, как и он, не уви­дят сво­его Оте­че­ства, но Бог под­кре­пил их, и через два года они воз­вра­ти­лись, осы­пан­ные мило­стями вели­кого хана, кото­рый пору­чил Алек­сан­дру всю южную Рос­сию и Киев, а Андрею — пре­стол Вла­ди­мир­ский, несмотря на то, что их дядя, вели­кий князь Свя­то­слав, был еще жив. Так свое­вольно рас­по­ря­жа­лись Татары судь­бой и кня­зей, и Рус­ских княжеств!

Свя­то­слав Все­во­ло­до­вич напрасно ездил в Орду жало­ваться на неспра­вед­ли­вость и через два года скон­чался. Но и Андрей недолго был Вла­ди­мир­ским госу­да­рем. Он не имел столько хри­сти­ан­ской тер­пе­ли­во­сти, столько любви к своим под­дан­ным, чтобы для их спо­кой­ствия и без­опас­но­сти поко­риться неиз­беж­ной вла­сти побе­ди­те­лей Руси: пыл­кому, гор­дому сердцу его каза­лось лучше отка­заться от пре­стола, чем быть госу­да­рем — под­дан­ным Батыя! Вы можете пред­ста­вить себе, дру­зья мои, что с таким нра­вом он часто пока­зы­вал свое пре­зре­ние к Тата­рам, часто не слу­шал их при­ка­за­ний! Толпы их уже шли нака­зать дерз­кого дан­ника. Андрей, услы­шав это, убе­жал в Шве­цию со всем своим семей­ством и оста­вил вели­кое кня­же­ство в добычу вар­ва­рам. После нового разо­ре­ния оно отдано было общему любимцу не только Рус­ских, но даже и Татар, князю Алек­сан­дру Нев­скому. Видя из при­мера брата, как были вредны для Оте­че­ства его гор­дые и непо­кор­ные наме­ре­ния, Алек­сандр Яро­сла­вич стал про­яв­лять еще больше осто­рож­но­сти и бла­го­ра­зу­мия в своих отно­ше­ниях с Тата­рами, не про­ти­вился им и тогда, когда они при­слали своих чинов­ни­ков сосчи­тать всех жите­лей в Рос­сии и опре­де­лили над ними десят­ни­ков[*], сот­ни­ков[*] и тем­ни­ков[*] для сбора пода­тей; уго­во­рил даже гор­дых, все еще счи­тав­ших себя неза­ви­си­мыми Нов­го­род­цев, запла­тить дань, кото­рую тре­бо­вал от них наслед­ник умер­шего в 1256 году Батыя его брат хан Бер­кий, и тем изба­вил от разо­ре­ния первую Рус­скую сто­лицу, бога­тый и вели­кий Новгород.

Так две­на­дцать лет про­дол­жа­лось кня­же­ние Алек­сандра; так обе­ре­гал он свое бед­ное Оте­че­ство от новых несча­стий, ему гро­зив­ших, так при­ми­рял своих оскорб­лен­ных сооте­че­ствен­ни­ков с само­власт­ными ханами! Он при­нес всю свою жизнь в жертву для спо­кой­ствия своих под­дан­ных: вы можете пред­ста­вить себе, как нелегко было бла­го­род­ному князю Рус­ской земли ездить кла­няться полу­ди­ким Татар­ским ханам! Послед­нее его путе­ше­ствие в город Сарай было в 1262 году, когда хан Бер­кий, соби­ра­ясь идти на новое разо­ре­ние чужих земель, взду­мал тре­бо­вать от него вспо­мо­га­тель­ного войска.

Алек­сандр Яро­сла­вич, несмотря на всю свою кро­тость, не мог пере­не­сти мысли, чтобы его бед­ные под­дан­ные, кроме всех несча­стий, какие тер­пели от невер­ных, еще про­ли­вали бы за них свою кровь! Он поехал умо­лять Бер­кия отме­нить такое жесто­кое пове­ле­ние. Хан, чув­ствуя неволь­ное почте­ние к вели­кому князю, не мог отка­зать ему, но с досады про­дер­жал его в Орде всю зиму и лето. Тоскуя по Родине, насмот­рев­шись во время сво­его про­дол­жи­тель­ного пре­бы­ва­ния в Сарае на силу и могу­ще­ство Татар и поте­ряв надежду видеть осво­бож­де­ние Оте­че­ства от их жесто­кой вла­сти, Алек­сандр заметно осла­бе­вал духом и телом и осе­нью, воз­вра­ща­ясь на Родину, при­е­хал уже боль­ной в Ниж­ний Нов­го­род, а оттуда в Горо­дец на Волге. Здесь он опасно зане­мог и скон­чался 14 ноября 1263 года.

Невы­ра­зима была горесть всех Рус­ских, когда они узнали о кон­чине сво­его ангела-хра­ни­теля, им каза­лось, что насту­пила окон­ча­тель­ная поги­бель их Оте­че­ства, что уже некому будет защи­тить их от напа­де­ний Нем­цев и Литов­цев, уми­ло­сти­вить жесто­кость ханов, спа­сти их от при­тес­не­ний Татар­ских откуп­щи­ков! Мит­ро­по­лит, встре­чая гроб Алек­сандра у Бого­лю­бова, вос­клик­нул, про­ли­вая горь­кие слезы: «Зака­ти­лось солнце земли Рус­ской!», и все бояре, весь народ с отча­я­нием в голосе отве­чали ему одним сло­вом: «Поги­баем!».

Видя чудеса, про­ис­хо­див­шие при погре­бе­нии Алек­сандра, духо­вен­ство и вся Рос­сия при­чис­лили его к лику свя­тых, и с тех пор мы молимся ему как нашему заступ­нику перед Богом. Его тело было погре­бено в мона­стыре Рож­де­ства Бого­ма­тери во Вла­ди­мире. Оно нахо­ди­лось там до вре­мен Петра Вели­кого, кото­рый пере­вез его в свою новую сто­лицу, как бы пору­чая ее осо­бому покро­ви­тель­ству того, кто неко­гда про­сла­вил это место подви­гами муже­ства и храбрости.

Следующая страница →


← 26 стр. История России в рассказах для детей 28 стр. →
Страницы:  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40 
Всего 134 страниц


© «Онлайн-Читать.РФ», 2017-2025. Произведения русской и зарубежной классической литературы бесплатно, полностью и без регистрации.
Обратная связь